Черствов Георгий Дмитриевич

Черствов Георгий Дмитриевич — младший лейтенант 286 иад. 1923 года рождения, д. Сельцо Раменского (Московская обл.). Призван Раменским РВК. Пропал без вести в октябре 1943 года.

Военные действия

В 1941 году Георгий бросил 10-й класс и уехал в город Борисоглебск, в летное училище, которое оканчивал и его старший брат Иван. В 1942 году ускоренными темпами Георгий окончил училище и был направлен на Карельский фронт летчиком-истребителем на самолете «И-16».

Истребители встречали немцев на подходе к аэродрому. Бои были групповые и одиночные. Георгий сбил сам 3 самолета и в групповых боях 4 самолета противника.

Однажды Георгия послали одного барражировать в прифронтовую полосу. Тогда не было радиолокаторов, а только звукоуловители, и когда летчик в зоне обнаруживал вражеские самолеты, то по радио сообщал на командный пункт, чтобы поднимались дежурные истребители и вступали в бой, защищая аэродром и прифронтовые города. В этом полете, как он рассказывал, часа через полтора в зону залетел немецкий истребитель «Мессершмитт» и в непосредственной близости стал делать разные пируэты, это значило, что немец бросил перчатку на рыцарский поединок.

Георгий помнил рекомендации своих товарищей, которые категорически запрещали поединок в вертикальной плоскости, а все маневры проводить только в горизонтальной, и ему удавалось вовлечь немца в вираж, где при максимальных перегрузках темнеет в глазах (вот где сказалась физическое превосходство 19-летнего молодого человека). Георгий зашел немцу в хвост и сбил его. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился, где его вскоре взяли в плен. Оказалось, этот немец — командир соединения истребителей, на его счету 32 самолета, сбитых на разных фронтах, что у него много наград, в том числе два железных креста.

За этот и другие бои Георгий Черствов был представлен к награде.

16 сентября 1942 года он получил «Красную звезду» из рук М.И. Калинина. Получил летчик и три дня отпуска, навестил родных, одноклассников и школьных учителей. Потом опять улетел на фронт.

В одном из одиночных вылетов Георгию не повезло. При патрулировании он приблизился близко к линии фронта, и немецкие зенитные батареи подбили его самолет. Машина загорелась, сбить пламя не удавалось и пришлось прыгать с парашютом. На земле почувствовал, что болит нога и в унтах мокро. Разулся и увидел рану, перевязал ее и пошел в сторону аэродрома, до которого было километров семьдесят. Сначала шел, на третьи сутки стал ползти. Питался галетами и клюквой. Благо ее на болотах было много. Полз и твердил сам себе: «Только бы не заснуть, только бы не заснуть, это смерть». В конце пятых суток Георгий окончательно обессилил, но это было уже у самого аэродрома.

Стараниями медиков Георгий стал поправляться. Но немного изменился его облик. При пожаре самолета обгорели нос и щеки. Начальство полка решило отправить Георгия на учебу: в тылу поправишься и переучишься на новую технику — самолет «ЛА». Были письма с фронта. Георгий писал, что гоним фрицев, что все нормально. Но в конце ноября 1943 года матери пришло извещение: «Ваш сын, Георгий Дмитриевич Черствов, пропал без вести, не вернулся из боя…».

4 октября 1943 года он не вернулся с боевого задания. Так записано в донесении. Там же указано, что родился он в деревне Сельцо Раменского района, где жила и его мать, Олимпиада Яковлевна. В наградном листе есть две даты — «в Красной армии с 8.11.1941 г., в Отечественной войне с 8.12.1941 г.». «В Отечественной войне» — это дата, с которой Черствов числился в действующей армии. 20-летний парень, доброволец. За спиной два года войны, сбитые самолеты, награждение орденом, продвижение от летчика до зам. комэска. Георгий Черствов был достойным воином.

В донесение о безвозвратных потерях дивизии за период с 10 по 20 октября 1943 включены три погибших летчика входящего в ее состав 165-го истребительного авиационного полка: заместитель командира авиаэскадрильи младший лейтенант Черствов, летчик младший лейтенант Веденеев и старший летчик лейтенант Иванов.

Награды

Из наградного листа:

Черствов Георгий Дмитриевич, 1923 г.р., старшина, командир звена Красной армии с 8.11.1941 г., в Отечественной войне с 8.12.1941 г.
Ранений и контузий не имел, ранее не награждался. Призван Раменским РВК Московской обл.

Описание подвига (без правок):

«В боевой работе проявил себя как мужественного и смелого летчика-истребителя. За период боевых действий с мая месяца 1942 года произвел 38 боевых вылетов с налетом 40-час.51 мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолетов противника.
10.08.1942 г. в числе шести летчиков возвращавшихся с боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован 6-ю «Ме-109».

В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты — младший лейтенант Бровцев, старшина Черствов, старший сержант Ченцов и сержант Жильцов смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от преследования Сталинских соколов, остальные 4 — «Ме-109» были сбиты. Четверка «Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром.

24.06.1942 г. группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома Мурмаши атаковали 8 — «Ю-88» прикрываемых 10 — «Ме-110» и 4 — «Ме-109», бомбардировщики не сбросив бомб расстроенным строем ушли на запад. В завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 — «Ме-110» и 1 — «Ме-109» сбиты метким огнем нашей группы «Харрикейнов».

14.08.1942 г. гидросамолет противника «Арадо 96» (возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажженного самолета «Ме-110», Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его.

5.09.1942 г. в группе 6 самолетов «Харрикейн» сбил 1 — «Ме-109» в районе 5–7 км. северо — восточнее Мурмаши. Все сбитые самолеты подтверждены штабом ВВС и наземным командованием. Черствов в воздушных боях проявляет много личной инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие.

15.09.1942 г. в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109».

За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды — орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

Подписал представление командир 197 иап. майор Шамышейский. Интересно то, что он погиб при катастрофе самолета «Харрикейн» 12.09.1942 г., а представление датировано 16 сентября, наверное, дату под подписью поставили уже после его гибели. Это видно и по тексту — о сбитом 15 сентября самолете строка допечатана.

Герой Советского Союза летчик-истребитель С.Д. Горелов вспоминал: «К орденам и награждениям все мы относились с чрезвычайным трепетом. Ведь в начале войны награждали скупо. Даже летчиков с медалью „За боевые заслуги“ или „За отвагу“, уже считали героем. Он — первый человек, ему все можно…
…Сбитые самолеты засчитывались так: я, прилетев с задания, докладывал, что в таком-то районе сбил такой-то тип самолета; туда оправлялся представитель, который должен был привезти подтверждение от наземных войск, что действительно, такой тип самолета там упал. И лишь после этого тебе засчитывали сбитый самолет. А если самолет падал на вражеской территории, все было сложнее. Чаще всего не засчитывали. В некоторых случаях, когда территорию освобождали, еще можно было привезти подтверждение. А без подтверждения не засчитывали.... Вообще, я редко видел, как падают сбитые мной самолеты — только если загорался или терял управление».

Губа Западная Лица и Мурмаши, которые упоминаются в наградном листе — это мурманское направление. 197-й истребительный полк базировался на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска и входил в состав ВВС 14-й армии. Основная задача полка — охрана Мурманской железной дороги в районе ст. Оленья. Но, судя по описанию боев в наградном листе, полк привлекался и для прикрытия бомбардировщиков, так как по Западной Лице проходил рубеж обороны, а ст. Оленья — это тыловая станция.

Полк воевал на «Харрикейнах» — это английский истребитель. Получали их по ленд-лизу с осени 41-го года. Поначалу летчикам полеты на нем давались нелегко, так как не было даже инструкций на русском языке, по той же причине были проблемы и у механиков. Вооружение самолета было слабовато. Со временем на «Харитоны» (так их назвали в войсках) стали ставить по два 12,7-мм пулемета с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол, под крылья подвески для двух 50-кг бомб и даже модифицировали для применения реактивных снарядов, то есть они работали и как штурмовики. Судя по наградному листу ходил на штурмовку и Черствов.

Георгий Черствов был хорошим летчиком. К осени 43-го года он стал уже заместителем командира эскадрильи, младшим лейтенантом. Фильм «В бой идут одни „старики“» — это и о нем.

Мирное время

«В 1977 году приходит из военкомата приглашение на захоронение в Белоруссии праха Георгия Черствова. Мы, родственники, прибыли сначала в Гомель, дальше на автобусе добрались до города Брагина. Белорусы отнеслись к нам очень трогательно и почтительно. Разместили нас в гостинице. Настало утро и мы поехали на поле, где поставлен обелиск. На этом месте раньше было озеро, которое осушили мелиораторы. По показаниям местных жителей нашли самолет, на 4-метровой глубине. Вытащили аккуратно останки летчика, планшет, в котором были документы. Почти все истлело, и по отдельным отрывкам нельзя было определить, кто это… В числе личных вещей оказались карманные часы — подарок командующего фронтом летчику-истребителю Черствову Г.Д. Это был подарок судьбы…

Сделали запрос в Центральный архив Министерства обороны. В ответ было сказано, что при выполнении боевого задания не вернулись из боя Черствов Г.Д. и Веденеев В.А.
По рассказам очевидцев, когда летчики возвращались с задания, на них напали «Фокке-Вульфы» и подожгли машину Василия Веденеева. Георгий стал охранять спускавшегося на парашюте Василия. В результате и Георгия подбили. Василий удачно приземлился, и местные жители укрыли его в лесу, в землянке. Ухаживала за раненым местная медсестра, и еду ему приносили тайком два ее сына. Прошло 22 дня, и Василий был готов идти через фронт, к своим. Но тут у немцев партизаны нарушили связь, и немцы с собаками при прочесывании леса вышли на землянку, где был Василий и двое сыновей медсестры. Немцы расстреляли всех троих. Похоронили их и на обелиске летчика написали:
«Здесь погиб и захоронен летчик Василий».
А когда по часам установили Георгия Черствова, то Летчик Василий обрел свою фамилию — Веденеев. По рассказам местных жителей, самолет Георгия Черствова стал снижаться к земле и перед самой землей врезался резко носом в озеро.

Белорусы свято чтят память погибших на войне. На центральной усадьбе хозяйства соорудили стелу, возвели вечный огонь. Ухаживают за могилами, приезжают молодожены, кладут цветы к вечному огню со всех окрестных деревень. Мы сначала хотели сделать захоронение в Подмосковье, но пришли к выводу: «Им там будет лучше…»».

После радиоактивного заражения этой местности оказалось очень сильным, власти запретили приезжать.

Прах отважного воина на орудийном лафете был доставлен на новое место захоронения — главную площадь посёлка Верхняя Слобода. Здесь состоялся траурный митинг, на котором присутствовали тысячи людей.

Местные жители радушно встретили родных и близких Г. Д. Черствова и его боевого товарища В. И. Веденеева, ко­торый также трагически погиб в схватке с фашистами. Член штаба школьного музея Сережа Давыдов рассказывает, что особенно тепло были встречены Александр Дмитриевич, Михаил Дмитриевич и Павел Дмитриевич Черствовы, братья героя.

После захоронения Георгия в Гомельском музее был создан стенд, где хранятся личные вещи, в том числе и простреленный парашют, часы и др. в подмосковной школе в музее, также есть отдел, посвященный нашему земляку, герою войны, Георгию Черствову. Четыре дня он не дожил до своего двадцатилетия.

Пионеры отряда имени Георгия Черствова вместе с классным руководителем Л.Г. Зерзеле побывали в Белоруссии. Они принимали участие в торжественном перезахоронении останков отважного летчика Георгия Черствова, выпускника школы 1941 года. Жители города оказали последние почести герою.

На месте гибели установили обелиск с надписью:

«Здесь погиб летчик-истребитель
Черствов Г. Д. (1923–1943)».

Награды


орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

За что награжден: За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом

От: 16.09.1942





Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества

LiveJournal Share Button